Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» – это оперативная и актуальная информация в каждую школьную библиотеку. Только практико-ориентированные материалы. Сочетание новых технологий и традиционных подходов приобщения к чтению. Повышение квалификации, акции и конкурсы, Год литературы, стратегии чтения и ФГОС, организация библиотечного пространства, обзоры блогов, событий, профессиональных СМИ, лучший опыт регионов.

вторник, 8 мая 2018 г.

О чем мы писали в журнале в 2018 году

Дорогие коллеги!
Как оказалось последний большой анонс или обзор номера журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра" мы давали еще осенью 2017 года.

Поэтому решили рассказать вам, о чем мы писали в 1-4-м номерах журнала за 2018 год.


№ 1
В этом номере мы подробно представляем результаты исследования PIRLS – 2016.

Материал о стандартах для школьных библиотек с обзором темы и интереснейшими сравнительными таблицами сделан по заказу редакции большим другом нашего журнала Валентиной Борисовной Антиповой.
Мы готовим материалы к главным литературным юбилеям 2018 года, а в первом «Спецпроекте» этого года расскажем о волонтерстве и представим новую «книжную» рубрику.

Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» совместно с секцией школьных библиотек РБА снова объявляет фотоакцию «Международный день дарения книг» и предлагает статью по теме и небольшую подборку идей, а на обложке вы найдете плакат Международного дня дарения книг 2018 года.

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Рубрика Актуальные документы
PIRLS–2016
Общая информация об исследовании PIRLS
Российские школьники – лучшие читатели в мире! (по результатам международного исследования PIRLS-2016)

Рубрика Повестка дня
С.Г. Матлина
Еще раз про любовь… к чтению (обзор недавних конференций по проблемам чтения)
Н.А. Стефановская, И.А. Климанова, А.В. Иванова
Чтение юных в новой информационной среде

Рубрика Образование для всех
Новые стандарты для школьных библиотек
Стандарты для школьных библиотек в США. Обзор
Структура Стандартов для учащихся AASL

Рубрика Партнерство для развития
А.И. Михайлова
Благотворительная акция «Подари ребенку книгу» как альтернативная форма комплектования библиотек

В помощь школьному библиотекарю
14 февраля – Международный день дарения книг. Где найти идеи?

 Рубрика Юбилеи
И.Н. Огнева
150 заголовков к книжным выставкам и библиотечным мероприятиям, посвященным 150-летнему юбилею А.М. Горького


Рубрика Библиомир

Юбилей Горького

2018 год объявлен Годом детского чтения в Белгородской области

№ 2 

В этом номере:

Первый спецпроект журнала в 2018 году посвящен главной теме года – волонтерству.
Волонтерство – это процесс встречного движения. Он еще ярче высвечивает необходимость для библиотек социального партнерства – поиска организаций и энтузиастов, готовых помогать и развивать «свою» библиотеку.
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации о волонтерском движении, которые могут стать хорошей методической базой и дать подсказки для реализации идей Года волонтера в вашей библиотеке. Что почитать по этой теме, какие выставки или подборки книг можно предложить коллегам, педагогам, родителям, учащимся, читайте в аннотированном библиографическом указателе. Кто такие волонтеры чтения, как они могут формировать и развивать читательскую среду в школе – в материале пермских коллег.

Представляем вам сегодня новую «книжную» рубрику журнала – «По полочкам».
Все мы знаем, что профессиональные библиотечные СМИ уже заняли каждый свою нишу в деле обзоров литературы.
Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» тоже ищет себя на этом поле, пытается открыть новое в хорошо знакомом, поговорить о книгах всем известных, открыв в них неожиданное и интересное. Наша рубрика «По полочкам» ориентирована, прежде всего, на библиотекарей и педагогов. В ней мы будем рассказывать о книгах для работы и жизни, для досуга и для обсуждения с коллегами.
Мы надеемся разложить по полочкам и расставить на ваши книжные полки книги о развитии памяти и об умении выступать публично, книги о книгах и об умении их читать, а еще книги про счастье и умении быть счастливым.

В этом номере читайте о новом конкурсе журнала «МОЙ ПРОЕКТ О КНИГЕ, ЧТЕНИИ, БИБЛИОТЕКЕ». Это конкурс проектов, направленных на поощрение и продвижение детского и подросткового чтения, он проводится при поддержке Секции школьных библиотек Российской библиотечной ассоциации.
Номинации Конкурса:
«СУПЕРПРОЕКТ»
«УСПЕХ»
«АРТ-ПРОЕКТ»
«ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ»
«ПАРТНЕРСТВО».
В рубрике «Конкурс» предлагаем вашему вниманию положение, методические материалы и подсказки к конкурсу! Приглашаем к участию! Ждем ваши работы!

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Рубрика Конкурс
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе проектов работников библиотек учреждений образования,
направленных на поощрение и продвижение детского и подросткового чтения
«МОЙ ПРОЕКТ О КНИГЕ, ЧТЕНИИ, БИБЛИОТЕКЕ»

Методические материалы к конкурсу
«Мой проект о книге, чтении, библиотеке»

Разберемся с понятиями

Т.В. Пантюхова
А как должно быть? или Ещё раз о проектах

С.В. Сурдуковская
Ресурсы приобщения подростков к чтению

Рубрика По полочкам
Е.С. Квашнина
Развитие памяти. Подсказки на каждый день

Рубрика Спецпроект. Волонтерское движение и библиотеки
Указ о проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)
Волонтерское движение и библиотеки: Методические рекомендации
Советы по работе с волонтерами

В помощь школьному библиотекарю.О книге «Волонтеры в библиотеках»

И.В. Груздева, С.В. Сурдуковская
И словом, и делом: ресурсы деятельности ученического сообщества «Волонтеры чтения»

Анкета для участника сообщества «Волонтеры чтения»
Анкета волонтера чтения
М.А. Синкина
Волонтерство, добровольчество и милосердие в художественной литературе: аннотированный библиографический указатель

 № 3

Именно при подготовке этого номера мы решили вспомнить слова, которые открывали наш самый первый номер в июле 2013 года.
 Журнал – это «трехмерный объект в пространстве и времени», информация в нем связывает различные идеи между собой.
Любая тема, воплощенная в форме статьи в журнале, развивается и в пространстве и во времени, рождает новые идеи, планы, обсуждения, размышления, эмоции.
 Мы постарались сделать так, чтобы материалы журнала формировали единый образ, подобно «раскадровке фильма», в которой нет незначительных деталей и все служит целому – задаче передать читателю образ и информацию о событии или явлении.
 Сегодня школьные библиотеки находятся в динамично развивающемся  информационном поле. Политика в области детства, образования, культуры, новые стандарты – все это входит в сферу внимания школьных библиотекарей.
 Расширяется контент, в котором развивается и сама библиотечная профессия, что требует от специалистов нового знания.
 Зачастую решение проблем мы ищем внутри очерченного пространства, а оно, оказывается, находится за его пределами.
 По образному выражению канадского библиотекаря А. Галлер: «Школьная библиотека является краеугольным камнем или сердцем школы, и библиотекарь должен сделать все, для того, чтобы заставить это сердце биться».
 СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА


Рубрика Юбилеи

 М.В. Александрова
«Солнечный поэт детства». К 90-летию Валентина Берестова

А.П. Жукова

Несколько идей к организации ассоциативной выставки «Калужские строфы» Валентина Берестова



Рубрика Педагогический потенциал школьной библиотеки
Л.Б. Малышенкова
Образовательный веб-квест как форма организации проектной деятельности обучающихся
Положение о проведении районного веб-квеста
Приложения к веб-квесту «В стране веселого детства с Агнией Барто»
Итоги веб-квеста «В стране веселого детства с Агнией Барто»

Рубрика Живая библиотека
Т.В. Перегоедова, Е.Ю. Чурсина
Малые формы рекомендательной библиографии как эффективное средство передачи необходимой информации пользователю

Рубрика Образование для всех
Е.В. Красулина, А.Е. Сергеева, С.В. Гиршон
Книжная иллюстрация в восприятии читателей библиотек Ярославской области

Региональный компас. Точка на карте
И.И. Платонова
Телекоммуникационные образовательные проекты виртуального методического объединения «Школьные библиотекари» к Году экологии в России
Рубрика А как у них: Зарубежный опыт
Новые компетенции библиотечного обслуживания молодёжи

Рубрика Библиомир
Открытый конкурс «Афиша в библиотечном пространстве»
В помощь школьному библиотекарю
Этика безопасного поведения в интернете: роль и возможности библиотек

 № 4 

Дорогие коллеги!
Тема семейного чтения для нашего журнала новая. У нас почти не было подобных материалов.
И тем более ценно для нас, что тема семейного чтения прозвучит на страницах журнала совершенно в новом аспекте, основанном на большом исследовательском материале: использован антропологический подход «как совокупность устойчивых ритуалов и практик, объединенных предметным, темпоральным и пространственным компонентом. Книга как артефакт связывает членов семьи, ее хранят в семейной библиотеке, ее передают из поколения в поколение, равно так же, как передаются повседневные практики чтения: чтение на ночь детям или вслух фрагменты из газет/интернета за общим столом».

Сегодня наш Спецпроект о книгах, о которых авторы статей говорят: «…у многих есть книги, пусть не старинные, но такие, вокруг которых выстраивается семейная память и семейная история».

С.Г. Маслинская пишет:
«На данный момент качественно новые результаты исследований чтения могут дать именно антропологические подходы, которые ориентированы на изучение повседневных практик. Практик, которые воспроизводятся из поколения в поколения, при наличии прямой преемственности или в ее отсутствие. Это не количество прочитанных книг и даже не регулярность чтения, и уж тем более не скорость чтения (сколько книг ты прочел в этом месяце?) и не состав: антропологов чтения занимает прежде всего вопрос – как читают и как читали. И при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти практики весьма устойчивы и совершенно не собираются уходить в прошлое. Они продуктивны и воспроизводятся с завидной частотой независимо от возраста читателя».

Авторы  Нонна Васильевна Курова и Наталья Владимировна Буянова рассказывают об исследовании так:
«До момента исследования многие из нас не задумывались и не знали, что у них в семье есть особенные книги. Книги, способные протянуть невидимую (или непроявленную) нить событий среди несколько поколений одной семьи. Показать взаимосвязи разных судеб, мнений, чувств и эмоций. Хранить на страницах следы взглядов прабабушки или прадедушки, мамы или папы. Откуда берутся подобные реликвии? Как они становятся семейной ценностью? Почему не у всех хранятся подобные фолианты? Тема исследования оказалась невероятно интригующей и познавательной. Ведь порой самая обыкновенная книга может хранить в себе память нескольких поколений, становиться хранилищем удивительных и уникальных историй».

На вопрос «для чего нам это нужно?» отвечает Т.Г. Западова:
«…мы ищем ключи к пониманию нашей аудитории, нового поколения читателей. Ситуация читательского развития меняется, и мы должны понимать, как действовать сегодня в этой ситуации. Почему один ребенок просит эту книгу, а другой – другую, а третий вообще не просит и стоит «в очередь на компьютер», в какой момент ребенок «уходит» от книги в сеть, не ошибаемся ли мы, твердя заезженную аксиому, что дети не читают. В процессе исследования, особенно второго его этапа, мы видим, что существуют реальные семейные книжные практики, которые должны знать и учитывать профессиональные экспертные сообщества – учителя, библиотекари, когда они пытаются «встроиться» в систему детского мира, советовать, учить, направлять, оценивать ребенка, его отношение к книге и чтению, в том числе».
И далее: «Ответив на эти вопросы, мы, возможно, найдем новые пути привлечения к чтению, из точки доступа к книге превратимся в путеводителей к книге, поймем, как грамотно использовать свои ресурсы, как преобразовать библиотечную среду для того, чтобы в ней “разместить” традиционное семейное чтение».

Редакция журнала выражает искреннюю признательность всем авторам и Светлане Геннадьевне Маслинской за возможность публикации этих интереснейших статей!

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Международный день детской книги (International Children’s Book Day) – 2018

В книге маленький становится большим



Рубрика конкурс

Книжек должно быть много!
Итоги фотоакции «Международный день дарения книг»



Рубрика СПЕЦПРОЕКТ. Антропология семейного чтения

С.Г. Маслинская
Антропология семейного чтения: исследовательские перспективы
Т.Г. Западова
Семейные традиции чтения: взгляд из Тихвина
Н.В. Курова,  Н.В. Буянова
Книга как семейная реликвия
Т.И. Андрианова
История одной читающей семьи г. Бокситогорска



Рубрика Территория чтения

Т.М. Плохотник
Эссе по теме «Подростки какими я их вижу» (очень субъективный взгляд рядового библиотекаря на подростков и молодежь с конкретными примерами из жизни)
Какой будет детская литература через 10 лет? Круглый стол


Рубрика Библиомир

Н.Н. Кульчицкая
Встреча с людьми, объединенными пришвинским «родственным вниманием»
Поколение Z: цифровая культура поведения и безопасность
Интерактивный опрос



Все анонсы, заглавные полосы рубрики и часть материалов полнотекстовом варианте вы найдете на сайте издательства "Библиомир" в разделе "Анонсы"


Комментариев нет:

Отправить комментарий